Вы здесь

Фотообразование

Часть первая

Решил человек заняться фотографией. И первый вопрос что купить и сколько стоит. Приобретение той или иной фототехники весьма занимательная процедура. Рекомендаций и советов по этому поводу вполне достаточно (оставим пока компетентность таких советов без обсуждения). Но вот техника, наконец, куплена и начинаются другие проблемы: как и где учиться?

Вариантов решения множество. Например, есть мнение, что достаточно очень внимательно прочесть инструкцию и там ответы на все вопросы. Есть вариант ничего не читать, а все узнать на форумах. Можно погрузиться в чтение умных (без иронии!) книг или пойти на курсы, а то в фотошколу или даже академию. Выбор, конечно, каждый делает сам.

Далее тут будет изложено то, как я, фотограф с 15-тилетним профессиональным стажем и преподаватель со стажем 14 лет, вижу решение этой проблемы. Оговорюсь особо: я НИКАК не хочу портить репутацию или скрытно рекламировать какую-то структуру, я лишь делюсь своими соображениями.

Начнем с глобального: увы и ах, но высшего фотообразования в нашей стране нет – не ищите. И пока быть не может. Дело в том, что для этого нужен особый документ – стандарт образования. Я в свое время потратил много усилий для того, чтобы он был принят. Не я один, разумеется, а целая кафедра. Но весь наш труд оказался напрасным. Так что если какой-то ВУЗ обещает диплом государственного образца с квалификацией «фотограф», то это обман. Как обстоят дела в других бывших Союзных республиках, однозначно утверждать не берусь. Но как-то слабо верится, что такое образование появилось на постсоветском пространстве. Буду рад ошибиться.

Уменьшим степень глобальности, перейдем к техникумам и ПТУ, то есть, к колледжам и лицеям в нынешней терминологии (можно подумать, что от перемены названий что-то улучшилось в обучении).

Да, есть некоторое количество таковых. Готовят они фотографов 3-4 разрядов для фотоателье. Не могу сказать, что плохо готовят – так же как и прочие заведения. Но общий ориентир – «для удовлетворения нужд населения» – говорит сам за себя. Приведу цитату из образовательной программы одного такого учебного заведения: «Назначение профессии: выполнение работ по фотосъемке заказчиков на документы, студийное и нестудийное портретирование, ручная и автоматизированная лабораторная обработка и печать, компьютерная и ручная ретушь.» С портретированием тут, правда, беда, но об этом чуть позже.

Итак, мы прошли все государственные варианты дипломов. А что же «частные лавочки» и личная инициатива?

Давайте пойдем снизу вверх.

Идею снимать самому, без чтения даже инструкции, можно оставить в живых, но тогда придется удовлетвориться «зеленой зоной» - т.е. полностью автоматическим режимом, и то попросить поставить его в магазине при покупке. Каждый следующий шаг будет вызывать вопросы и заставлять нервничать. Вполне логично, что новичек дальше полезет на форум. И вот появляются бесконечные «Я купила недавно зеркалку, а фотки вечером все тёмные. Она плохая или сломалась?» или «Чёта у меня ни с того, ни с сего автофокус перестал работать. Подскажите, что может быть? Или сразу в сервис бежать?» Вы думаете я утрирую? Ничуть! Почитайте сами некоторые ветки нашей группы – это вполне частые вопросы.

Странно, почему-то никому в голову не приходит садиться за руль автомобиля, не умея водить. А вот с камерой пообщаться без чтения инструкции – это как «здрасти!».

Второй вариант. Инструкция таки прочитана, но как-то не сильно помогло. Увы, это не художественный роман, а техническая литература. Поэтому не ждите, что от прочтения у вас появятся знания. Инструкцию нужно и-зу-чать! Огорчу ещё больше. Представьте себе, что вы за пультом управления, ну, например, синхрофазатрона, но в ядерной физике ни бум-бум. Давайте прочтём инструкцию к синхрофаратону. Как вы думаете, сильно поможет? Ну, включить/выключить еще как-то может получиться. А вот с результатами будет сложно. Так вот чтение инструкции – это всего лишь один из шагов в обучении, а вовсе не все обучение. Термины, применяемые в инструкции, описывают процессы. А процессы нужно понимать. Вот тогда можно говорить о знаниях. Точнее об одной их части – технической. Но это только основа фотографии, а вовсе не она сама!

Третий вариант. «Буду учиться сам»! Отличное решение! Только дальше будут вопросы и очень серьезные. Я тут как-то уже писал, что к самостоятельному обучению способны ЕДИНИЦЫ. Это и умение понимать прочитанное, и умение организовать свое время для обучения, и нормирование занятий по времени, и подбор литературы, и порядок её чтения. При любом раскладе самостоятельное обучение занимает гораздо больше времени и сил, чем занятия с преподавателем. Но в ряде случаев это действительно приемлемый вариант, да и то до определенной стадии обучения. Например, научиться снимать портрет (не фото на паспорт, а портрет!) только самостоятельно практически невозможно. Чуть погодя я объясню почему.

Четвертый вариант. «Надо пойти учиться!»

Ну, вот, мы и добрались до самой сложной части.

Теперь давайте выстроим систему (ведь без системы толковое обучение не получится!), т.е. разберёмся чему именно и в какой последовательности нужно учиться.

Я объясняю это методом аналогий.

Фотография – это язык. Вспомните, как Вы учились излагать мысли на родном языке (письменно, разумеется). Неужели сразу писали романы? Сперва отдельные элементы, даже не буквы! Потом буквы, потом учились их соединять между собой, потом целые слова, потом предложения…и, наконец, первый диктант! Заметьте – диктант! НИКАКОГО ТВОРЧЕСТВА! Вы под диктовку учились правильно писать слова и ставить знаки препинания!

В фотографии все ровно так же. Придется сперва изучить всю мат.часть – т.е. камеру, оптику, то как это все работает, что такое съемочные параметры и как они связаны между собой, научиться снимать по техническому заданию преподавателя. Лично я все это называю «Фотоликбез». Вся эта часть посвящена одной, но крайне важной задаче: научиться работать с экспозицией. Пусть Вас не пугает это слово, очень скоро оно станет привычным, а чуть позже – родным.

Ура! Диктант написан! Теперь, если вы помните, более сложная ступень – изложение. Вам читали текст, а вы его пересказывали своими словами, но не искажая сути. В фотографии есть такое понятие: фактура света. Вот с этим Вам и предстоит теперь научиться работать. Лучше всего это делать в студии – нет зависимости ни от погоды, ни от времени суток. И вот тут есть уже определенная сложность для тех, кто хочет заниматься самостоятельно. Все это возможно и в индивидуальном порядке, но стоить будет значительно дороже, нежели в группе под чьим-то руководством. Дело в том, что все издержки по аренде студии вы будете оплачивать самостоятельно. При этом не известно сколько раз вам придется арендовать студию – очень может быть, что гораздо больше, чем при групповом обучении.

Ну, вот с изложением тоже справились. Теперь сочинение. На языке фотографии – курс композиции. Заметьте курс, не одно занятие!  И тут тоже групповое  (а значит под чьим-то руководством) обучение будет гораздо эффективнее. Причина проста: мы все учимся на ошибках. Больше ошибок – эффективнее обучение. В группе ошибок больше.

И вот он выпуск! Считайте, что полное среднее фотообразование у Вас есть.

Итак: экспозиция, фактура света, композиция. Без этих трех составляющих фотограф не состоится как фотограф.

Разумеется, дополнением должны быть курсы по любому редактору растровых изображений (самый популярный – Adobe PhotoShop), либо Вам придется доверять обработку своих снимков другому специалисту.


ФОТООБРАЗОВАНИЕ

Часть вторая

Достаточно часто после получения общего фотообразования люди хотят получить специализацию. Например, преуспеть в съемке пейзажей или заниматься портретом.

Я не смогу при всем желании рассказать об обучении ВСЕМ специализациям. Но о некоторых из них мы поговорим, и я отмечу основные нюансы и ошибки при обучении. Обратите внимание: только основные! Это вовсе не скрупулёзное исследование с претензией на глобальность.

Итак, пейзаж. Почему-то считается, что для этого обучения никаких специальных знаний не надо. Поэтому мы и наблюдает миллион насмерть «зафотошопленных» снимков с претензией на открытку. А то, что кадр хороший пейзажник ждёт порой годами, об этом многие просто не знают. Знание природы и природных явлений, астрономии (в минимальном объеме), метеорологии, правильный подбор снаряжения и экипировки – вот тот минимум, который должен дополняться очень хорошими, я бы сказал отличными, знаниями экспонометрии и прекрасным чувством композиции. То, что скрадывается при съемке людей из-за наличия эмоций, в пейзаже не замаскировать ничем. А ещё придется научиться делать обязательные экспозиционные дубли, купить штатив и запастись ОГРОМНЫМ терпением и трудолюбием.

Портрет. Это, пожалуй, самый востребованный жанр. Только почему-то частенько фотограф пытается свою работу с моделью замаскировать внешними данными модели. Найти девчонку посимпатичнее, прислонить к стенке побезобразнее – и вот портрет готов. Я обещал сказать, почему не реально научиться снимать портреты самому, без преподавателя. Нет, не преподавателя фотографии – все фотоштучки должны быть освоены ещё на первой стадии обучения (смотрите часть первую), а преподавателя режиссуры. Да, да, режиссуры. Если Вы хотите научиться работать с моделью, создавать художественный образ, то вам нужно освоить именно режиссуру. Конечно, можно взяться за спецлитературу (Станиславский К.С. «Работа актера над собой»), но поверьте, это ОЧЕНЬ сложная задача. Хороший режиссерский курс-тренинг даже из 8-12 занятий продвинет вас гораздо быстрее и гораздо дальше, чем внимательное чтение труда классика режиссуры.

Жанр, street-фотография. Любить людей, уметь находить мгновенный контакт, знать законы и административные правила фотосъемки, научиться работать влет, в один кадр и при этом не промахиваться по экспозиции. Один очень хороший фотограф рассказывал такую историю. Идут на рынок два фотографа. Один возвращается с отличными снимками и кучей подаренных фруктов, а другой едва успевает убежать от разъяренной толпы тех же самых торговцев. Так что это все очень не просто и требует постоянной корректировки со стороны. Как тут научиться самому?

Репортаж. Дело в том, что это не просто фотография, а фотожурналистика. И учиться здесь придется именно журналистике. А отсюда и важнейший вопрос: а оно вам надо? Обучить репортажу за неделю не реально. Два года минимум и при этом вы будете спать с камерой в обнимку часов 6 в день максимум. Все остальное время будут занимать нет, не съемки, а подготовка к ним. Я нисколько не утрирую: журналистика – это образ жизни. И тут мало уметь хорошо снимать, нужно уметь оказываться в нужном месте в нужное время. Без серьёзных связей в самых различных сферах, без постоянного отслеживания событий вам ничего толкового не снять. То есть повезти раз в год может, но это случай. А вам нужно на что-то жить. А еще придется научиться смиряться с тем, что до 90% ваших съемок окажутся не востребованы – материал, для которого вы снимали, по разным причинам «вылетает из номера». И виноватых тут не будет, это просто специфика профессии.

Ню. На мой взгляд, это самый сложный жанр. Раздеть модель во много раз проще, чем сделать хороший снимок. Не скатиться в пошлость и банальность очень и очень не просто. Говорить о технических умениях тут не приходится – они должны быть все на пять. А вот идея, замысел, композиция… Думаю, что без серьезных знаний скульптуры, в первую очередь античной, без понимания анатомии тут будет очень и очень не просто.

Натюрморт. Для большинства фотолюбителей это мало востребованный жанр. Однако, задайте себе вопрос: по какой причине в живописи натюрморту уделено столько внимания? Причем натюрморту, как в чистом виде, так и как фрагменту полотна. Заставить заговорить предметы, оживить бездушные вещи – это мастерство. Кстати, в учебном плане натюрморт имеет явные преимущества перед многими другими жанрами: вещи предметы не бывают в плохом настроении, они не устают, для них редко важна погода, ими можно манипулировать действительно как угодно и они никогда не обидятся на фотографа. Очень многим и живописцам, и светописцам понимание чувства прекрасного, света, фактуры, текстуры пришло именно через натюрморт. А сколько технологических хитростей придется узнать, чтобы снять, казалось бы обыкновенную чашку с дымящимся кофе так, чтобы этот кофе захотелось немедленно попробовать!

Специализации можно продолжать перечислять ещё очень долго и о каждой найдется что сказать. Но заметьте главное: ВСЕ они базируются на хороших знаниях основ фотографии (еще раз: смотрите часть первую). А собственно специализация предполагает обучение вещам, которые непосредственно с фотографией вовсе никак не связаны.

Есть еще одно крайне важное замечание. Дело в том, что фотография не существует сама по себе. Она неразрывно связана и с другими видами искусств, и с культурой в целом. Прекрасный питерский фотограф Илья Абрамович Наровлянский говорил: «Я не могу себе представить ХОРОШЕГО фотографа, который мало читает, не любит живопись, не ходит в театр». Чем дальше, тем я больше убеждаюсь, насколько точными были слова этого замечательного человека.

 

ФОТООБРАЗОВАНИЕ

Часть третья

Итак, мы с вами добрались до практической части. Давайте сначала разберемся с формами обучения.

Курс – предполагает несколько занятий. Фотография – дисциплина сугубо практическая. Так что на любом курсе должны быть домашние задания. И обязательно должен быть диалог преподаватель – студент. Занятия в большинстве случаев эффективнее в группе. Но в ряде случаев оправдана необходимость индивидуального обучения. Например, если у студента такой график работы, что ему не «вписаться» ни в одну группу.

Очень важно и то, как часто ведутся занятия. На начальном этапе, пока идет усвоение основных понятий, занятия должны быть не реже 2 раз в неделю, иначе катастрофически падает их эффективность. Далее, когда начинаются учебные съемки, занятия могут быть реже – раз в неделю, чтобы было время на выполнения домашнего задания.

Абсолютно бесполезно пытаться давать информацию более двух часов подряд. Вы никогда не задумывались, почему уроки в школе иду 45 минут? Даже в ВУЗе «пара» предполагает пятиминутный перерыв после 45 минут. Именно из-за того, что при бОльшем времени степень усвоение материала резко снижается. Так что если Вы где-т видите обещание за 8 часов рассказать много всего интересного, то знайте, что 6 часов вы будете слушать, понимать и, даже что-то запомните, но не усвоите. Эффективны только первые два часа.

Семинар. Это очень эффективная форма обучения, пожалуй, дающая самые серьезные результаты. Суть простая: все студенты выполняют работы на одну тему, например, портрет. А далее под руководством преподавателя идет разбор работ, обмен мнениями. Как вы понимаете, эта форма обучения годится только для уже имеющих твердые технические навыки фотографов.

Мастер класс. По сути это рассказ ведущего (мастера) о том, что и как он делает. Главный нюанс в том, что слушатели мастер-класса УЖЕ должны хорошо разбираться в предмете и общаться с мастером на одном языке. О есть конечно, ничего вредного от посещения даже не фотографом мастер-класса хорошего специалиста не будет. Но что можно вынести из разговора, половину которого даже не понимаешь?

Теперь поговорим о программах. Сейчас очень модно предлагать программу из нескольких занятий, в которой обещают «все в одном флаконе». Например, такая (это цитата!):

Краткая программа «Основного курса для начинающих»

  • 5 занятий
  • 8 главных ошибок в фотографии

Композиция

  • Объем+портрет
  • Техника
  • Обработка

То есть автор на полном серьезе за одно занятие изложит ВСЮ композицию. Ровно так же за одно занятие обучит технике съемки. Более того, об этом прямо говорится (цитата): «Уже после ПЕРВОГО занятия Вы будете фотографировать ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше! Я гарантирую!» К слову сказать, учебник «Фотография» автора Э.Митчела насчитывает 420 страниц. А тут за два занятия (8 главных ошибок в фотографии и, видимо, техника) Вам это все расскажут. ВЫ В ЭТО ВЕРИТЕ?

Вот еще пример:

ПРОГРАММА

Общая продолжительность курса: 18 академических часов

Занятие 1. Устройство фотоаппарата.

Съемка в программном режиме. Экспокоррекция. Устройство фотоаппарата на примере. Основные термины и понятия. Выдержка, диафрагма, светочувствительность. Как выбрать фотокамеру. Практика.

Занятие 2. Рынок фототехники. Фокусировка.

Обзор рынка фототехники и аксессуаров. Объективы и их классификация. Автоматическая, ручная фокусировка. Выбор точки фокусировки. Методика focus-lock. Следящий фокус. Серийная съемка. Практика.

Занятие 3. Ручные режимы. Глубина резкости. Боке.

Экспопары. Замер экспозиции, основные режимы Av, Tv, M. Ручной контроль экспозиции (режим М). Глубина резкости, зависимость от фокусного расстояния и диафрагмы. Боке (размытие фона). Практика.

Занятие 4. Источники освещения. Композиция.

Источники освещения. Баланс белого. Съемка на улице и в помещении, основные правила. Основные композиционные правила в фотографии, применение для различных видов съемки (портрет, детский портрет, пейзаж, предметы). Практика.

Занятие 5. Студийная съемка.

Знакомство с оборудованием фотостудии. Виды студийного освещения. Методы синхронизации. Особенности экспонометрии. Практические приёмы создания светотени на объекте съёмки (съемка с одним и с двумя источниками). Студийная фотосессия, практика.

Занятие 6. Обработка фотографий. Экзамен.

Ретушь цифровых изображений. Abobe PhotoShop, основы работы. Ретушь лица. Исправление ошибок экспозиции. Уточнение цветопередачи. Удаление случайных элементов снимка. Подведение итогов, ответы на вопросы. Экзамен.

Примечание (моё): курс 18 часов (замечу академических!), 6 занятий. Т.е две неполные студенческие «пары» подряд каждое занятие (три сорокапятки).

Вот видите, эти ребята еще круче! Они за одно занятие дают не только композицию, но и все про источники освещения и баланс белого. И это за три академических часа! А с обработкой-то какое чудо! Дэн Маргулис – автор 459-страничной монографии «Классическое руководство по цветокоррекции» просто отдыхает! Тут за полторы «пары» вас научат и тому, и этому, да еще и экзамен примут!

А В ЭТО ВЕРИТЕ? И таких вариантов сколько хотите!

Если Вас обещают обучить ОСНОВАМ фотографии (т.е. не обработке, не композиции, не работе со светом, а только ОСВНОВАМ фотографии) меньше, чем за ДЕСЯТЬ астрономических часов, то это явный брак в работе системы обучения. При этом в эти десять часов домашнее задание НЕ входит.

Композиция. Начальный курс меньше, чем из СЕМИ занятий быть не может. И это сугубо практический курс. Теория на нем занимает от 15 до 30 минут каждое занятие. А дальше анализ, разбор снимков и думать, думать, думать…И снимать, снимать, снимать…По большому счету все фотографы (а также живописцы, графики и все остальные художники)  после изучения основ композиции учатся ей всю оставшуюся жизнь. И это не только мое мнение.

Работа со светом. Где-то сродни композиции. Фотограф ей учится всю жизнь. Но основы можно постичь за 10-15 астрономических часов. Правда, тут без световых приборов не обойтись. Так что лучший вариант занятий – это студия. Можно, конечно, и дома эксперементировать с настольной лампой, но эффективность обучения сильно упадет.

Обработка. Этому можно учиться и год, и два, и три. Но без знания графического редактора (например, Adobe PhotoShop) это всё «филькина грамота». Основы работы в редакторе можно освоить за 10-15 занятий. Вот после этого можно говорить об основах обработки снимка. А это еще 10-15 занятий минимум.

Виды обучения.

Очное. Это непосредственное общение студентов и преподавателя. Это лучший вариант. Всегда можно задать вопрос, уточнить что-то. И, конечно, атмосфера занятий – это очень важно. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ вид обучения, который предполагает любые курсы, семинары, мастер-классы.

Он-лайн курсы (вэбинары). Для дистанционного варианта очень неплохо, и можно промотать запись сколько угодно раз (если она есть). Но атмосфера тут будет весьма условная. Вот только со студийным курсом тут все сложно: по сути нет непосредственного контроля преподавателя за работой студентов, можно оценить только результат.

Другие формы заочного обучения. Честно говоря, меня они ставят в тупик. Я не очень понимаю, точнее не понимаю вовсе, как можно обучать фотографии заочно. Разобрать работу, указать недочеты реально. Но это мало и очень хлопотно для преподавателя. Хорошо если это один-два-три студента, а если десять? Индивидуальный подход? Отлично! Представьте, что преподавателю нужно ПИСЬМЕННО разобрать десять работ. Лично я за такое не возьмусь. Халтурить не умею, а разбирать подробно на совесть – это жуткое количество времени! Но это моя точка зрения, может для кого-то это вполне приемлемо.